Консультация для воспитателей на тему:
«Создание условий для игр с водой и песком в группе и на участке».
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
К.Г.Юнг
Песок-прекрасный природный материал для развития окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.
Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение, в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком». Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.
Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим песком. Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приема детей. Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. (Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Вечером накрывается.)
Большое значение здесь имеет подбор игрушек. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, пересыпанием песка, можно использовать пластмассовые и деревянные формочки, воронки, сита, ведерки, лопатки.
Наиболее удачными игрушками являются пластмассовые и деревянные формы: к ним не прилипает песок, они достаточно глубоки. Однако пластмассовые формы часто бывают широкими в окружности. Дети с трудом закрывают их руками, поэтому песок вываливается из формы прежде, чем они ее опрокинут.
Затруднения возникают и при снятии формочек: они иногда выскальзывают из рук детей. Во избежание этого было бы желательно как у пластмассовых форм, так и у деревянных сделать снаружи выступы. Для малышей неприемлемы металлические формы: об острые края дети могут порезаться.
Не следует давать детям сразу много форм. Если есть 2—3 формочки на каждого ребенка (обыкновенно играют 5—7 детей в течение 10—15 мин.), то ребята разнообразно используют песок. Очень удобны алюминиевые ведерки и совки: они легки и добротно сделаны.
Детям, овладевшим простейшими действиями, даются сюжетные игрушки (курочка с цыплятами, утка с утятами, резиновые куколки) и предлагается построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол, покатать кукол на лодке и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты на подставках: курочка с цыплятами, утка с утятами, домашние животные. Для поддержания интереса к игре можно использовать разноцветные флажки, куколки. Дети украшают флажками домики, устраивают «праздник», куклы ходят гулять с флажками, дети им поют песни. Игра на большом пространстве, введение игрового замысла вызывают желание поиграть у других детей: число играющих возрастает.
Показывая ребенку игры с песком, предупредите малыша, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.
Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно было взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Малыши с большим удовольствием играют в песке, но основным условием успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми. Слово взрослого занимает особое место в руководстве игрой. Сопровождая показ, слово расширяет понимание, вносит последовательность в действия ребенка, включаясь в чувственное восприятие, оно помогает ребенку глубже осознать приобретаемый в игре опыт. Воспитание у детей в игре правильных и последовательных действий в пользовании игрушками — дальнейшая задача педагогического руководства. Наиболее эффективные результаты здесь дает совместная игра воспитателя с детьми, где воспитатель называет состояние материалов и их свойства, показывает всю последовательность игровых действий. Воспитатель подходит к детям, берет, например, формочки, лопатку и предлагает вместе испечь пирожок: «Давайте польем песок».
(Воспитатель на глазах у детей поливает песок из лейки.) «Сырой песок — хороший пирог будет. Смотрите. Сначала наберу в формочку песку, а затем похлопаю, чтобы песок плотно прилегал к формочке. Вот у меня полная баночка песку. Теперь осторожно лопаткой уберу лишний песок, чтобы он был наравне с краями, положу лопатку и, придерживая левой рукой (смотрите как), быстро опрокидываю формочку, ставлю ее на подставку, постучу лопаткой по донышку: «Пекись, пирожок, пекись». Осторожно рукой снимаю баночку. Вот и получился пирожок. Смотрите, какой красивый, даже бабочку сверху видно. Попробуйте сделать сами. Сегодня хороший, сырой песок, мы его полили водой».
Разговаривая с детьми, интересуясь их игрой, взрослый невольно обозначает словом свои действия и действия ребят, называет качества материалов. Своими словами и действиями взрослый развивает у детей восприятия и тем самым упорядочивает приобретенные ими знания. Он помогает ребенку вычленить и обобщить в слове связи и отношения между предметами. Совместная игра, попутные замечания по ходу игр постепенно сказываются на детском развитии, чувственные восприятия активно закрепляются детьми.
Как показывает исследование А. А. Венгер, наиболее высокие результаты в развитии умственной активности у маленьких детей достигаются также тогда, когда «не только демонстрируются соответствующие явления, но и дается словесное их объяснение».
В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо объяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пасоку, а еще необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивую паску. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают свое воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек «домиков для кукол», «постройки гаражей для машин», а также «волшебных замков».Играя с влажным песком, ребенок может делать постройки по собственному замыслу, а может пользоваться планом, который ему предложил воспитатель, нарисовав его здесь же на песке или дав ребенку в руки настоящий чертеж. Сочетая разные виды построек — дороги, туннели, мосты, песчаные горки, — можно строить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка, управляемая опытным шофером. Малышу можно предложить построить детскую площадку для кукол, сделав на ней клумбу, скамейку, дорожки. Для этого пригодится и имеющийся под рукой природный материал: шишки, камешки, желуди, веточки, листочки, цветы.Построить дворец, и даже замок из песка с высокими башнями и шпилями можно и весьма необычным способом. Для этого надо набрать полведерка песка, а затем налить туда же воду, доведя строительную смесь до консистенции манной каши. Капая большими каплями или выливая струйкой мокрый песок на свою постройку, можно наращивать ее вверх в форме башни. Строительную смесь из песка с водой можно поместить в полиэтиленовый мешок, у которого отрезан уголок, и выдавливать ее через отверстие.
Важной задачей педагогического руководства в развитии строительно-сюжетных игр является воспитание у малышей умения совместно играть.
Наиболее благоприятным для развертывания коллективных игр в старшем дошкольном возрсте надо считать летний период. Неограниченное количество песка позволяет детям строить на большом пространстве.
Основная цель проведения таких игр и песком – формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество(объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда(стакана, чашки, миски, банки, и т.п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпание песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка.
В летнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой (температура воды должна быть не менее 20-22 градуса), (клеенчатые передники, для того, чтобы не намочили одежду, обязательно закатать рукава одежды – если игры организуются в группе), организовывать игры желательно в первой половине дня (по 2-3 ребенка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д. в играх с водой ребенок, при помощи взрослого, не только познает ее свойства, но вода оказывает на организм ребенка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. (Вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, что вода льется и принимает форму того сосуда, в который налита; интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдать, какие из них тонут, а какие нет, воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Взяв пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком вниз опустить ее в воду. Затем нагнуть бутылку под водой так, чтобы из нее кверху побежали пузырьки воздуха. Свойство воды — растворитель, свойство воды — ее способности превращаться на морозе в лед; способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдать вместе с ребенком за кипящей водой. А затем провести опыт: накрыть емкость с вскипяченной водой крышкой и посмотреть, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз. Животворное свойство воды: для этого поставить в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на дворе лето, то можно поставить в воду цветок. Понаблюдать за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие — одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или лопаткой.) Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывет, когда кораблик намокает, он тонет. Мальчик бросает мячик и говорит: «Смотрите, мячик плавает и не тонет!» затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, легкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокнет, поэтому тонет.
Для игр с водой в группе используются обыкновенные тазы.
Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, необходимо заботиться о температуре ее (+ 18°, +20°), следить за длительностью игры (5—7 мин.) и состоянием одежды детей.
Для игр с водой в практике употребляются только легкие, плавающие игрушки из пластмассы, которые хотя и держатся на воде, но не всегда устойчивы. Например, в лодках трудно покатать куклу или какую-нибудь другую игрушку. Неудобны игрушки резиновые (надувные). Они красиво оформлены, но очень велики по размерам.
Хороши игрушки из коры, из дерева. Кроме этого, используются баночки, пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Игрушки нужно постоянно дополнять и обновлять.
Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами (например, резиновые звучащие игрушки).
Педагогическое руководство игрой должно быть направлено на организацию такой среды, которая развивала бы разнообразную ориентировочную деятельность и тем самым вызывала бы желание детей играть.
Так простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребенка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжелый и железный шарик тоже тяжелый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «теплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
Опыты способствуют формированию у детей интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда должен строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
Исходя из воспитательного значения игр с водой и песком, считается, что интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.