Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формы семейного устройства

Дата: 23 ноября 2024 в 20:32, Обновлено 23 ноября 2024 в 20:41
Автор: Косова Е. А.

Детский дом семейного типа

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В ДДСТ помещается от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в ДДСТ – это возможность:

  • реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
  • общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироваться в обществе;
  • быть усыновленными (при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

 Кто может стать родителем-воспитателем ДДСТ

Родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 Как стать родителем – воспитателем ДДСТ

Если Вы хотите стать родителем воспитателем ДДСТ:

 Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в родители-воспитатели ДДСТ;

свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

сведения о доходе за предшествующий год.

 Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в родители – воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам кандидатам в родители-воспитатели, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После выненсения местными исполнительными и распорядительными органами решений о создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники ДДСТ.

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

  Лица, желающие взять ребёнка (детей) на воспитание в свою семью, должны обращаться в отдел образования по месту своего жительства.

  В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, специалист органа опеки и попечительства ознакомит с перечнем документов, необходимых для создания приёмной семьи, ответит на интересующие вопросы создания и функционирования приемной семьи.

   При отсутствии на территории района детей, отдел по образованию организует учет кандидатов в приемные родители.

   Отдел по образованию либо уполномоченные им организации проводят обследование условий жизни лиц, желающих взять детей на воспитание в приёмную семью. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Полученная информация отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители.

  Орган опеки и попечительства учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и усыновленных детей.

   Кандидаты в приёмные родители проходят образовательную программу обучающих курсов в социально-педагогическом центре.

     По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов отдел по образованию знакомит с условиями трудового договора и договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в приемной семье.

     Информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью,  направление для посещений этих детей и установления контакта с ними, предоставляет специалист органа опеки и попечительства.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

   Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя.

    Приёмные родители не имеют права препятствовать усыновлению приёмных детей другими лицами.

   Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

 Приёмные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

 Трудовой отпуск приёмным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приёмных детей.

     Время работы в качестве приёмных родителей засчитывается в общий трудовой стаж.

   Приёмные родители ведут учёт расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребёнка (детей).           Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, предоставляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

     Передача детей в приёмную семью не влечёт за собой возникновения между приёмными родителями и приёмными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

УСЫНОВЛЕНИЕ

КАК СТАТЬ УСЫНОВИТЕЛЕМ

 Кандидат в усыновители представляет в управление (отдел) образования по месту жительства документы для получения акта обследования условий жизни кандидата в усыновители.

  1. Управление (отдел) образования по месту жительства кандидатов в усыновители либо уполномоченные им организации в течение одного месяца со дня обращения кандидатов в усыновители проводят обследование условий их жизни, изучают личностные особенности кандидатов в усыновители, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители.
  2. При наличии документов, указанных в пункте 1, и акта обследования кандидаты в усыновители имеют право обратиться в Национальный центр усыновления, который обязан поставить их на учет, осуществить подбор ребенка в республиканском банке данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выдать направление в детское интернатное учреждение, организацию здравоохранения, опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа для знакомства с ним. Направление для знакомства с ребенком действительно в течение 15 календарных дней.
  3. Кандидаты в усыновители в срок до одного месяца со дня получения направления для знакомства с ребенком информируют Национальный центр усыновления о своем решении об усыновлении предложенного ребенка.
  4. При отказе кандидатов в усыновители от усыновления предложенного им ребенка факт отказа фиксируется в направлении на знакомство с ребенком и подтверждается руководителем детского интернатного учреждения либо организации здравоохранения, в которых находится ребенок, либо управления (отдела) образования, на территории которого проживает ребенок, находящийся на воспитании в опекунской семье, приемной семье, детском доме семейного типа.
  5. Данный отказ не препятствует кандидатам в усыновители получить направление на знакомство с другим ребенком для усыновления.
  6. При желании усыновить предложенного ребенка кандидаты в усыновители вправе получить всю имеющуюся информацию из личного дела ребенка и обратиться в соответствующий суд в установленном законодательством порядке.
  7. Усыновленный ребенок передается усыновителям на основании решения суда об усыновлении ребенка.
  8. Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям передаются по акту:

— свидетельство о рождении ребенка;

— выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка;

— документы об обучении (для детей школьного возраста);

— документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);

— сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

— опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

— документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части);

— иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

  Опека (попечительство) над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.       Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Её преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми (тетей, братом, бабкой).

   Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

   Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

  1. Кандидаты в опекуны (попечители) подают в управление (отдел) образования заявление, документы:
  2. Управление (отдел) образования в течение 5 дней со дня подачи заявления кандидатом в опекуны (попечители) со всеми необходимыми документами запрашивает из соответствующих органов и организаций следующие сведения и документы:
  • о том, имеют ли кандидаты в опекуны (попечители) судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека – из соответствующего управления внутренних дел облисполкома или главного управления внутренних дел Минского горисполкома;
  • о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным – из суда по месту жительства кандидата в опекуны (попечители);
  • о том, признавались ли дети кандидата в опекуны (попечители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в опекуны (попечители) от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей – при необходимости из местного исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в опекуны (попечители);
  • справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в опекуны (попечители);
  • справку о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в опекуны (попечители) либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий установлению опеки (попечительства) год;
  • копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в опекуны (попечители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением.
  •   Управление (отдел) образования в течение двух недель со дня обращения кандидатов в опекуны (попечители) проводит обследование условий жизни кандидатов в опекуны (попечители), изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в опекуны (попечители) (далее – акт обследования). В акте обследования указывается согласие других проживающих совместно с заявителем совершеннолетних членов семьи.
  1. Управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) в пятидневный срок со дня принятия решения об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) выдает опекуну (попечителю) удостоверение опекуна (попечителя) на право представления интересов подопечного

   При подборе ребенка из детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, администрация этих учреждений знакомит кандидата в опекуны (попечители) с личным делом ребенка и медицинской справкой о состоянии его здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в отделе образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами. 

     Контроль за условиями жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) осуществляется управлениями (отделами) образования по их месту жительства. Контрольные обследования условий жизни и воспитания подопечных проводятся в течение всего срока опеки (попечительства) не реже двух раз в год. По результатам каждого обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания подопечного.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

   Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Алгоритм приема ребенка в патронатную семью:

  1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в отдел образования по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.
  2. Отдел образования запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, учреждение здравоохранения), организует и проводит обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.
  3. На основании акта и полученных о Вас сведений  отдел образования готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.
  4. После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком.
  5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат об имеющихся у ребенка потребностях.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников.                                

  1.      Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.
  2. Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том, что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

         Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

         Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас также могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.

   Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.