Белорусские национальные традиции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Звяры, што ходзяць у пустыні, ведаюць ямы свае;
Птушкі, што лётаюць у паветры, ведаюць гнёзды вае;
пчолы і ім падобныя бароняць вуллі свае.
Гэтак жа і людзі – дзе нарадзіліся – да таго месца
вялікаю ласку маюць.
Ф. Скарына
Каждый человек принадлежит к определённому народу и в соответствии с этим имеет определённую национальность. Каждое новое поколение в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в конкретном национальном окружении. На него с самого детства воздействуют национально-самобытные явления: специфические моменты уклада жизни, формы культуры и быта, народные обычаи и традиции.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных в современном обществе. Придёт время, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее родной страны. Для того, чтобы жить осознанно, с чувством личного достоинства, каждому человеку необходимо знать своё происхождение, сохранить память о прошлом своего народа, беречь его традиции. У каждого народа есть своя история, свои корни и обычаи. Основную часть представлений, впечатлений человек берёт из своего детства, которые остаются с ним на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте благоприятные условия для формирования у детей патриотических чувств.
Задачи учебной программы дошкольного образования направлены на воспитание маленьких граждан нашей страны через познание воспитанникам и прошлого и настоящего страны, родной природы, языка, достижений народа, культуры, традиций. Перед педагогами и законными представителями стоит сложная задача: раскрыть детям богатство и неповторимость родного края, его историю, узнать основные черты национального характера белорусов, почувствовать себя неотъемлемой частью Родины, народа.
Важно уже сейчас обратить внимание на воспитание у дошкольников патриотизма, личности с активной жизненной позицией, приобщать ребёнка к культуре своего народа.
Ведь с детства каждый человек должен знать культуру, историю страны, родной язык, гордиться своей национальной принадлежностью, уметь петь народные песни, танцевать народные танцы, любить свои родные места, свою Родину. Воспитание патриотических чувств, уважения и гордости за Родину происходит постепенно, соответствуя принципу от простого к сложному.
Начинать необходимо с воспитания искренних отношений к своим родным, семье, месту, где ребёнок родился. Е.Н. Водовозова рассматривала активное участие ребёнка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он учится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен возможным жертвовать собственными интересами ради ближних.
Родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с рождения и на всю жизнь. Важнейшая функция родителей – воспитание детей. Семья и учреждение дошкольного образования играют важную роль в развитии и становлении личности ребёнка.
Перед учреждением дошкольного образования стоит задача – привлечь законных представителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, приобщению их к познанию белорусской национальной культуры, её традициям. Сегодня многие учёные, практики убеждены, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям. Культурное наследие белорусского народа богатое и разностороннее. Оно представлено интересными национальными традициями, обрядами и обычаями, народными праздниками, играми.
Формированию любви к традициям своего народа, семье, родной земле, культурным ценностям, развитию личности в духе патриотизма способствуют произведения устного народного творчества. Это народные песни, сказки, загадки, легенды, стихи, пословицы, поговорки. В то время, когда во всей стране идёт возрождение белорусского национального языка, культуры, народных традиций, учреждения дошкольного образования вместе с законными представителями, не должны стоять в стороне от этого процесса. Важно, чтобы они были истинными сторонниками возрождения белорусской культуры, понимали необходимость введения белорусского языка в работу дошкольного учреждения, сами хорошо владели им, знали традиции белорусского народа, внедряли в практику.
Главное, чтобы атмосфера каждого учреждения дошкольного образования, каждой семьи была проникнута творчеством, поиском, реалистической оценкой достигнутого, потому что конечным итогом плодотворной деятельности по возрождению родной культуры должна быть заинтересованность детей и родителей.
Работа ведётся по разным направлениям: семья, родной город, декоративно-прикладное искусство, государственные символы, народные календарно-обрядовые праздники. Решая поставленные задачи, педагогические работники используют разнообразные методы и приёмы, формы организации: специально организованные виды деятельности (занятия), игровые методы, целевые прогулки, экскурсии, местных народных мастеров, прослушивание белорусских музыкальных произведений, использование произведений фольклора, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами, проведение совместных народных праздников.
Особое внимание уделяется знакомству с традициями и обычаями, народными праздниками, которые являются частью работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Праздник – это наивысший уровень развития духовной культуры, который соответствует состоянию человека в разном возрасте, сезоне. Дети с радостью участвуют в народных фольклорных праздниках. Активное участие в праздниках «Каляды», «Купалле», «Гуканне вясны», «Дажынкі”, “Масленіца” обогащает представления детей о народных традициях, истории страны, укрепляет связь поколений. Перед проведением праздников проводится предварительная работа. На специальных занятиях дети узнают о происхождении праздника, его атрибутах, персонажах, костюмах. Дети учат стихи, песни, разыгрывают роли. Также не остаются в стороне и законные представители воспитанников.
Чтобы формировать у детей чувство патриотизма, любви к родной Беларуси, необходимо построить работу с родителями по повышению их знаний в области народной культуры, необходимо возрождать работу фольклорных кружков, белорусских групп в дошкольном учреждении.