РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Понятие “Ребенок-инвалид”
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.
В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.
Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.
Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.
Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Это необходимо знать
Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности
родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.
Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.
Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному
осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не
выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут
самоизолироваться, потерять смысл жизни.
Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств
родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей
воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.
Важно!
Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:
1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение
страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности
ситуации.
2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.
3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей
инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.
4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в
определении и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.
Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.
В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).
В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:
1.Оставить все как есть, или что-то изменить.
2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить
обстоятельства, в которых возникла проблема.
3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к
обстоятельствам, то есть принять их:
- как необходимую данность;
- как урок, который необходимо пройти;
- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными
возможностями здоровья
1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой.
14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в дошкольном учреждении. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.
Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Основная идея – наладить социальную жизнь детей.
Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем, и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже: большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности; специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят, педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы.
НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с отклонениями в развитии детей расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Детство – важнейший период
человеческой жизни:
не подготовка к будущей жизни,
а самая настоящая, яркая.
самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.
Советы родителям детей – инвалидов
Каждой семье хочется иметь счастливого, здорового ребёнка, но иногда ожидания родителей не оправдываются. Многие родители, узнав об инвалидности своего сына или дочери, испытывают отчаяние, неприятие, страх, злость, чувство вины и разочарование. К сожалению, взрослые очень часто не знают, как правильно выйти из состояния стресса, когда сталкиваются с серьёзными проблемами в развитии детей. В результате формируется родительская беспомощность.
В такой ситуации родителям полезно обратить внимание на следующие рекомендации:
Общайтесь с родителями других детей с инвалидностью. Не бойтесь просить помощи. Существует множество организаций, групп, сообществ родителей детей - инвалидов, в том числе в социальных сетях, которые помогают друг другу.
Делитесь чувствами и эмоциями с членами своей семьи, супругом, другими детьми. Если в семье, кроме ребёнка - инвалида, есть другие дети (другой ребёнок) и Вы чувствуете, что не в силах сейчас полноценно заботиться о других Ваших детях (другом ребёнке), постарайтесь найти в семье, среди родственников, хороших знакомых человека, который временно взял бы на себя эти обязанности. Если такого человека найти не удалось, можно прибегнуть к помощи профессионалов.
Живите сегодняшним днём. Беспокойство о будущем только зря истощит Ваши силы. Вам есть о чём подумать. Проживайте каждый свой день шаг за шагом. Решайте проблемы по мере их поступления.
«Будьте счастливы в этот миг - этот миг и есть Ваша жизнь». (Рабиндранат Тагор).
Изучите и запомните терминологию, относящуюся к проблеме Вашего сына (дочери). Когда столкнётесь с незнакомым понятием, не стесняйтесь спросить и уяснить его смысл. Если спросить некого, не поленитесь обратиться за помощью в интернет. Лучше всего пользоваться информацией с официальных сайтов.
Ищите информацию. Самое важное, чтобы найденные сведения были достоверны. Не бойтесь задавать любые вопросы всем специалистам, работающим с Вашим ребёнком (врачам, воспитателям, логопеду, психологу и др.), ответы на них будут первой ступенькой к пониманию ребёнка. Просите у специалистов копии всех документов и записей, касающихся Вашего ребёнка.
Не позволяйте себя запугать. Некоторые родители чувствуют себя неуверенно в присутствии врачей и педагогов из-за их профессионального опыта и манеры себя вести. Помните, что Вы имеете право знать обо всём, что имеет отношение к Вам и Вашему ребёнку.
Сохраняйте оптимизм. Научитесь избавляться от таких чувств, как горечь, злость, зависть. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут Вам быть сильнее и лучше подготовиться к другим вызовам жизни.
Решите для себя, как реагировать на окружающих людей. Многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, неуместные вопросы не в меру злых и любопытных индивидуумов. Не стоит тратить слишком много энергии на переживания по поводу неприятной Вам реакции чужих людей. Запомните: поведение и отношение к Вам и Вашему ребёнку других взрослых людей Вы не можете контролировать. Полностью держать под контролем мы можем только своё поведение, да и то не всегда.
Время на Вашей стороне. Это не значит, что воспитание ребёнка с инвалидностью даётся легко, но со временем могут решиться многие проблемы.
Не забывайте о себе. Старайтесь достаточно отдыхать, питаться так хорошо, как сможете, выходите на прогулки, общайтесь с людьми, которые могут оказать Вам эмоциональную поддержку.
Избегайте жалости. Вам необходима, прежде всего, не жалость, а поддержка, сочувствие и помощь в решении возникших проблем.
Будьте реалистом. Быть реалистом – значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить, а есть то, что изменить невозможно и научиться отличать то, что можно изменить от того, что нельзя.
Старайтесь придерживаться привычного режима дня. Соблюдение привычного распорядка действий в течение каждого дня даст стабильность Вашей жизни.
Помните, что Вы не одни. Чувство одиночества и изоляции испытывают очень многие родители детей – инвалидов. Осознание того, что не одни Вы столкнулись с подобной проблемой, поможет Вам.